Марина Копылова

Материал из Mari-Lab
Перейти к навигации Перейти к поиску
Марина Копылова.jpg

1959

Копылова Марина Леонидовна — поэт, детский писатель-беллетрист, фольклорист и журналист, создатель редкого жанра «детская книга для взрослых». Родилась 17 августа 1959 г. в городе Йошкар-Ола Марийской АССР в семье военнослужащего. После окончания школы работала помощником режиссера на Республиканском телевидении и ученицей преплетчицы в Республиканской типографии. Через год стала студенткой историко-филологического факультета МГПИ им. Н.К. Крупской, училась на экспериментальном отделении «Русский язык, литература и педагогика». Одновременно работала корреспондентом в республиканской молодежной газете «Молодой коммунист», брала частные уроки академического рисунка и вокала и классического танца, играла в Народном «ТЮЗе».

Свою профессиональную литературную деятельность начинала как поэт в 16 лет, прозу публикует с 28 лет, первую пьеску («Три апельсина» по мотивам сказки Карло Гоцци) написала для СТЭМ МарГТУ под рук Г. Илюшова в 1978 году (постановка не была осуществлена в связи с... «незалитованностью» материала)...

Первые литературные публикации с октября 1977 года в Республиканской молодежной газете «Молодой коммунист» привлекли внимание руководства газет и читателей необычной образностью и яркостью языка. «Мама прочла мой первый очерк и сказала: «Это твой хлеб...» — Ее слова оказались пророческими: это была моя мама, ее же в детстве недаром воровали цыгане в Царском Селе...» (Марина Копылова. Автобиография). 1977 год считает началом своей творческой деятельности в литературе, журналистике и театре.

Параллельно с писательством стремитель осваивала тонкости различных профессий. Работала художником-декоратором и бутафором в Академическом русском театре драмы им. Г. Константинова, дворником, садовником, почтальоном, светокопировщицей на военном заводе, редактором и корреспондентом заводского радио на велосипедном заводе, инструктором по работе с детьми в Андреевском РДК Александровского района Владимирской области, церковным певчим и воспитателем в детском саду.

Параллельно писала пьесы, стихи и рассказы, организовала молодежную театральную студию из встреченных на улице людей при ДК МВД МАССР, и с ними весной 1982 года поставила свой первый спектакль — «Дикий капитан» по пьесе эстонского драматурга Юхана Смуула «Йынь с острова Кихну — дикий капитан».

Осенью-зимой 1981 года в Москве посещала вольнослушателем сценарный курс Николая Фигуровского во ВГИК им. С.А. Герасимова, несколько раз пыталась поступить на отделение режиссуры. С 1981 по 1984 гг. — участвовала в известных московских литобъединениях: «Магистраль» при ДК «Железнодорожник» (под рук. Ю.В. Томашевсклго) и «Черная курица» при Центре детского кино им. Ролана Быкова, изучала операторское дело в любительской киностудии при ДК Автомобилистов, активно посещала репетиции Театра-студии «Человек» С. Рошкован.

В 1983 году поступила на режиссерское отделение Московского института культуры (мастерская С.А. Баркан). Однако, в связи с ужесточением паспортного режима в столице, была уволена до экзаменов с работы в институте за отсутствие прописки и, пройдя экзамены и двухмесячную работу в сельском РДК на отлично, не была зачислена в студенческие ряды, — по причине опоздания справки с места работы в день зачисления.

В 1984 поступила на Факультет издательского дела и книжной торговли Московского Ордена Трудового Красного знамени Полиграфического института по специальности «Журналистика и издательское дело», проучилась на нем 6 лет. В день зачисления увидела на стене ДАС МГУ объявление о наборе в Молодежный фольклорный театр при МГУ под руководством Д.В. Покровского и пошла по написанноиму адресу...

Своим «вторым высшим» считает обучение в Славянской студии при Ансамбле народной музыки под руководством Дмитрия Викторовича Покровского при Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР (Москва, ДК МГУ). (Педагоги — А. Котов и В. Теплов). Делала костюмы к спектаклю «Царь Максимилиан». Осенью 1985 г. Студия вошла в состав Московского Молодежного театра фольклора и этнографии народов СССР при МГУ им. М. Ломоносова под рук. Д.В. Покровского.

«Это было такое захватывающее путешествие в поисках наших собственных корней, генетической памяти рук, ног, голоса, связок, слуха... Коллективное многоголосное пение крестьян, календарное, свадебное, духовные стихи и хороводы старообрядцев Усть-Цильмы, Полесье, живые Сопелкин и Никита Ильич Толстой, Международный фестиваль молодежи и студентов, индийцы с их кукольным театром, пение в метро, на траве садов, в парках, — все это прямо посреди современной Москвы на нас обрушилось, как слои времени, какое-то поэтическое кино! Я закупала невероятные натуральные ткани, тесьму, ситцы на верхнем этаже ЦУМа за копейки (там тогда был сплошной отдел тканей, вся Техгорка, лучшие ткани всей страны). И в Военторге на Калининском — фурнитуру и шила друзьям по студии по их желанию «в народном стиле» какие-то невероятные наряды. Не для концертов, для просто жизни: это была уже наша жизнь,– какой-то полукрестьянский-полунаучный образ жизни... Очень полетный! Потом все защищали дисеры в разных областях. Меня тоже после защиты диплома в переходе на Сретенке догнал декан и предложил поступать в аспирантуру... Я училась на заочном, не имела постоянного жилья в Москве, жила черте-где на Сретенке,но при этом не чувствовала себя «бомжом». Очень любила такую трудовую, немного «деревенскую» старую Москву, словно она меня ждала, как мама, и я в неё вернулась и работала «как и все». Она тогда была еще живая, невыскобленная, неизнасилованная коммерческой застройкой, машинами, полустаринная, нежная, видны были слои времени, постройки трехвековой давности, следы подробной и скромной человеческой жизни, уходящего безвозвратно быта, знания и ремесла — повсюду. Люди очень нуждались друг в друге, делились редкими знаниями и навыками — лично. Все было очень лично и уникально. Словно все чувствовали, что — это последнее...

Какое-то время работала уборщицей в УД МГК КПСС на Старой площади, — тогда это не было «заоблачным местом»: все просто работали. И потом узнала, что незадолго до моего прихода оттуда ушел «на покой» мой двоюродный дядька — Д.В. Крупин, который этим «заведением» когда-то заведовал и в войну руководил в СССР всей эвакуацией и снабжением фронта продуктами и теплыми вещами. В семье дедушки не принято было вспоминать о нем, потому что дед считал его «бандитом», который установил в Оршанском районе Советскую власть «огнем и мечом», но о покойниках плохо не говорят, он в Великую Отечественную Сретенскую церковь в родном селе в Кучке-Троицком сохранил от разграбления и, наверно, это ему зачлось, но мы и не виделись. Я жила в Лучниковом переулке в общаге . Окошко комнаты Владимира Маяковского еще висело буквально рядом — над Площадью имени Дзержинского, как глаз Времени, и таких «порталов» было много по Москве.Я офигевала от этого сознания и возможности нырять в разные времена. Одни трамвайные рельсы по брусчатке от МГУ до ВДНХ чего стоили! — И это все целиком была Культура...» (М.Копылова. Автобиография).

В феврале 1985 года в составе фольклорной экспедиции Студии работала в деревне Ласицк Пинского района Брестской области Советской Белоруссии (Западное Полесье). И там «...открыла для себя понятие «панское», увидев на местном кладбище гигантские древние кресты на могилах «панов» (первожителей местности, а не вовсе господ). Кости этих гигантских людей — «панов» — в большом количестве стали находить на Пинщине в 1990-х, при строительстве новых автодорог. Спустя десять лет после экспедиции на Запад узнала из «Памятной тетради 1916 года» своего деда, Копылова Ивана Степановича, георгиевского кавалера и профессионального портного, что прошла в Белоруссии по его следам в Первую мировую войну. — Может, под крестами были русские солдаты времен Наполеона?..» ( М. Копылова. Автобиография)

Материалы экспедиции оказались уникальны, но опубликовать их не удалось из-за негласного запрета в прессе на «Чернобыльскую тему»: экспедиция проходила в зоне накатившего через год «чернобыльского облака». Очерк «Просю Козьму, Демьяна и Купальнаго Ивана...» был опубликован только в 2001 году в собственной книге «В поисках костяной иглы», а лирико-драматический цикл стихов «Криксы» по мотивам полесского фольклора — в 1993 г. в книге «Розовая лошадь (1-я редакция, 5 авторских стихотворений и 2 фольклорных текста); 2-я редакция — 17 стихов — в журнале «День и Ночь» в 2011г.; 3-я (полная) обнародована на Объединении детских писателей в ЦГДБ им. А.П. Гайдара в Москве осенью 2018 года, поставлена и исполнена автором совместно с детской фольклорной студией «Душегрея» (рук. Дм. Фокин) весной 2019 года в ЦДЛ на творческом вечере М.Копыловой (звук и шумы — А.И. Копылов).

С 1985 года самостоятельно работает в архивах и фольклорных экспедициях в русские районы РМЭ, преподает фольклорное пение и театр в детских и молодежных студиях, на курсах повышения квалификации преподавателей в Марийском Институте Образования, в учебных заведениях, сочетая эту деятельность с постоянной работой в газете «Молодой коммунист» (С 1990 г — «Молодежный курьер»).

Участник Первого Всесоюзного совещания молодых фольклористов СССР 1987 года в Рузе (орг. Фольклорная комиссия Союза композиторов СССР).

В феврале 1987 года Председатель Союза писателей РСФСР Сергей Владимирович Михалков опубликовал в «Литературной России» сказку М. Копыловой «Розовая лошадь», перед этим прочел ее стихи и сказки и предложил вступить в Союз писателей России по его личной рекомендации. Однако, ввиду постоянного отсутствия прописки в Москве, «вступить» пришлось через место «постоянной прописки» — через Йошкар-Олу, — по рекомендации русского поэта и бессменного русского Маркнигоиздата Анатолия Яковлевича Спиридонова, через 15 лет — уже после рождения сына, аспирантуры, издания третьей книги (монографии о крестьянском фольклоре вятских русских «В поисках костяной иглы» (2001 г.).

«Членский билет Союза писателей России был оформлен еще в начале 2003-го, а мне его год не выдавали, он «нашелся» после моей поездки в Москву с вопросом: «А где?» — По возвращении меня по телефону вызвали в местное отделение СП. И том же самом кабинете, где в 1987 году умница и джентльмен Миклай Рыбаков (председатель СП МАССР) вежливо и бархатно распрашивал меня о «планах на будущее», новый хозяин кабинета, В.В. Крылов кинул мне «корочки» по длинному столу с криком: «Н-на!» — Этот высокий момент я запомнила на всю жизнь. Цветов и фуршета не было. Следующее руководство РО СП РМЭ уже откровенно вопит на общих собраниях: «Кто против того, чтобы избрать Копылову в Правление Союза писателей?!» (М. Копылова. Автобиография).

По окончании Полиграфического института в 1990 г. поступает в Аспирантуру Государственного Литературного института им. М. Горького и живет в Москве, продолжая активно публиковаться в московских журналах, пишет и оформляет свои первые книги. Перед появлением на свет сына остается в доме родителей в Йошкар-Оле на 6 лет и все это время проводит в экспедициях, архивах, работе в газете, преподает фольклорное пение и театр.

В 1995 года организовала фольклорно-театральную группу «Группу «Вертеп», на основе которой в последствии образована «Республиканская молодежная общественная организация в поддержку традиционной культуры и ее носителей «Сретенье» (1998–2011 гг.) — для привлечения грантов на независимые исследования и экспедиционную деятельность в русских районах Республики Марий Эл, студийную и просветительскую работу, книгоиздание. До 2011 г.– Сопредседатель Совета «Сретенья» и координатор программ.

Примечание:

  • При поддержке МРМОО «Сретенье» были изданы: Аудио-диск аутентичного крестьянского русского фольклора вятской стороны в РМЭ «Ты прости-ко, прощай...» (По экспедиционным записям М.Л. Копыловой 1985–2003 гг. Аудиоприложение к книге «В поисках костяной иглы»); книги М.Л. Копыловой. «Пьески для уличного и домашнего театра» (Йошкар-Ола, 2003), А.И. Копылов. «Трепетное дело» (2003), Каталог детского аутентичного рисунка «Культура праздника — глазами наших детей» (1996); проведены четыре выставки аутентичного детского творчества: «Культура праздника — глазами наших детей (1996 и 2006) , «Домик» (2003), «Игра в куклы» (2003), на протяжении двух лет действовал Благотворительный детско-молодежный фольклорно-экологический лекторий на базе РГБ РМЭ (ул. Волкова), в рамках которого проводились литературные конкурсы и праздники для детей на основе русского и славянского фольклора.
  • С 1995 по 2010-й в зимние святки «Группа «Вертеп» разыгрывала кукольное представление на основе полесского (лопатинского), русского и украинского вертепа. В разное время в нее входили: Марина Копылова, Екатерина Андрейчук (Гунольд), Маргарита Почитаева, Галина Константинова, Екатерина Бусырева, Андрей Копылов.
  • В 2010 году организация МРМОО «Сретенье» сложила с себя статус юридического лица по решению Общего собрания участников.

В 1997 году уезжает в Москву вместе с сыном на полтора года и погружается в науку, жизнь старообрядческих общин, поиск средств на издание книги «В поисках костяной иглы».

«Всем московским издателям проект казался безумно дорогостоящим: там работы на три издательства,– а кругом госсектор разваливался. Меня стыдили: экономика гибнет, а вы со своей книжкой носитесь! Какой-то любитель казаческой песни в Российском Фонде Культуры мытарил мою печатную рукопись по третьим лицам, пока я не истребовала ее назад, он не отдал. Я, по совету Сергея Владимировича (Михалкова), пошла к зампреду Фонда и попросила в его присутствии вернуть рукопись. Заместителем оказался известный киноактер немыслимой красоты... И тот «казачок» при паркетах и зеркалах перед ним засмущался и рукопись отдал, порвав ее у меняпри этом на глазах (одну из 3-х копий). Не хватило сил порвать пачку папиросной бумаги, — надорвал, измякал и убежал,– такое было чудо. Пришлось делать допечатные процессы самой в родной Йошкар-Оле и ноты рисовать вручную пером: в то время программы «нотный редактор» не было нигде, а самое хорошее верстальное программное обеспечение и оборудование было в «Периодике Марий Эл». Там и верстали два года партизанским способом: денег же не было, детское пособие матери-одиночки 600 р. да гонорары газетные копеечные, а сын пошел в первый класс в шк. № 18. И там еще было чудес...» (М. Копылова. Автобиография).

Как поэт, прозаик и очеркист публиковалась в литературном альманахе «Дружба» (с 1989г.); в журналах: «Молодая гвардия», «Сельская молодежь», «Студенческий меридиан» (1990), «Детская роман-газета» (1997 и 1998), «Живая старина» (1999 и 2000), «Кукумбер» («Огурец») (2010 и 2011) ; «Страстной бульвар,10» (2009–2011), «Петербургский театральный журнал» (2009 и 2020), «Юность» (2017), «День и Ночь» (2011), «Ончыко» (2005–2009), «Литера» (2014, 2020, 2021) ; в газетах : «Молодой коммунист», «Марийская правда», «Марий Эл», «Молодежный курьер», «Культурная мозаика» (1999), «Московский комсомолец» в Марий Эл» (2003–2017), «Известия Марий Эл» (1995–1998), «Новая молодежная газета»(1999–2002), «Во!» (2002), «Пенсионер» Ваш друг и советчик» (2005), «Литературная Россия» (2010–2015), «Общеписательская литературная газета» (май 2010 и 2011), «Истоки» (Уфа, 2012–2014).

А также на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России KINOPRESSA.RU с 2016 года.

В 1999 и 2007 годах выступала с научными сообщениями о жестовой и ландшафтной составляющей фольклорной традиции старообрядцев Республики Марий Эл на международных конгрессах Ассоциации антропологов и этнографов России.

В 2014–2016 гг. училась в очной магистратуре на Сценарно-киноведческом факультете ВГИК им. А.С. Герасимова, отделение Кинодраматургии. Отлично защитилась научной работой «Особенности фабулы фильма для детей. На примере советских детских фильмов 1920–1970-х годов» и полнометражным игровым триллером «Госпиталь 3071».

В 2019 году окончила Курс кинорежиссуры Киношколы А. Митты.

Дополнительное образование:

  • Курсы Лидеров НКО (CAF-RUSSIA, Москва, 2001); Промышленного маркетинга (УМЦ «Лидер, Йошкар-Ола); Компьютерного дизайна (2006); Мастер-курс «Практическая теория света» Николая Носовского при «Киношколе А. Митты» (Москва, 2018 и 2019гг.).

Лауреат и победитель конкурсов:

  • Победитель Республиканского литературного конкурса СП РМЭ «На лучшее литературное произведение к 75-летию Марийской Автономии» (очерк «Дорога на Солонер») 2000 г.;
  • Победитель и лауреат «Для себя и для вас...» (респ. конкурса поэзии, ГТРК РМЭ, 2001);
  • Победитель Республиканского литературного конкурса СП РМЭ «На лучшее литературное произведение к 75-летию Марийской Автономии» (очерк «Дорога на Солонер»);
  • Лауреат премии II Международного конкурса на лучшее художественное произведение для подростков (рукопись «Девочка, которая разговаривала с ветром...» (Москва, 2010);
  • Победитель и лауреат Сценарного конкурса Международного студенческого кинофестиваля ВГИК им. С.А. Герасимова 2015 года (киносценарий «Необусловленное бодрствование», синопсис киносценария «Лейтенант (Сержант) Швалев»);
  • Лауреат издательского конкурса «Книга года Марий Эл-2018» в номинации «Лучшая книга художественной прозы» (книга «Девочка, которая разговаривал с ветром...»).

Награды:

  • В 2019 году награждена Медалью им. Ивана Бунина Союза Писателей России;
  • в 2021 году награждена Большой Золотой медалью «За вклад в отечественную литературу» Московской городской писательской организации Союза писателей России;
  • в 2022 году - дипломант Православной литературной Премии им. Святителя Макария, митрополита Алтайского за публикацию цикла стихов «Срезая будней серые детали» и Повести на основе архивных документов «Сержант Швалев», опубликованные в журнале «Литера» (Йошкар-Ола, 2021 год, № 1 и 3).

Творческие вечера:

  • 2009 - "Полосатая реальность писателя". Творческий вечер к 50-летию Копыловой 35-летию творческой деятельности (Сентябрь, Республиканский театр Кукол);
  • Декабрь 2018 - Март 2018 г. - Презентации книги «Девочка, которая разговаривала с ветром...» в РНБ им. С.Г.Чавайна, Книжной лавке писателей (Москва, Кузнецкий Мост) ; РГДБ (Москва, Неделя детской книги);
  • Апрель 2019 г. - персональный творческий вечер в Центральном Доме литераторов (Москва);
  • Май 2021 - Вечер к 20-летию издания монографии «В поисках костяной иглы» в Национальной библиотеке РМЭ им. С.Г. Чавайна (Йошкар-Ола);
  • Творческий литературно-поэтический вечер «Из прошлого - в будущее!» (НБ им. С.Г. Чавайна, Йошкар-Ола, ноябрь 2022);
  • «Святый вечер для взрослых детей» (Творческий вечер в Библиотеке № 25 г. Йошкар-Ола 14.01. 2023) для взрослых.

Членство в творческих союзах:

  • Член Союза писателей России с 2003 г., Ассоциации этнографов и антропологов России с 1996 г., Гильдии киноведов и кинокритиков России с 2015 г., Союза кинематографистов Российской Федерации (Московское отделение) с 2018 г., Московской городской писательской организации Союза писателей России с 2019 г.

Награждена Почетной грамотой Марийского Института образования «За сохранение русского фольклора в Республике Марий Эл» (1991), Двумя номерными Грамотами Министерства культуры Республики Марий Эл (2004 и 2009), «Благодарностью за вклад в отечественную литературу» И.О. Главы РМЭ (2016).

Свои фельетоны и рецензии иногда подписывает псевдонимами: «М.К.». «Леонидова», «Твой Тряпичкин».

К литературному творчеству относится как к способу моделирования реальности.

Основные произведения

  • Снежное чудо ; Контрасты : [стихи] // Молодой коммунист. – 1979. – 15 февр. – С. 3.
  • Розовая лошадь : рассказ // Литературная Россия. – 1987. – 13 февр. – C.12-13.
  • Помните нас! : [очерк о зоне затопления водохр. ЧГЭС в Юринском районе МАССР ] // Молодой коммунист. – 1988. – 13 янв. – С.5
  • Музыка («Мыча муру минорно...») : баллада // Молодой коммунист.– 1990. – 29 авг. – Прил. «Литературные страницы». – С.
  • Обитель : две недели жизни в Новоголутвинском женском монастыре на правах послушницы // Молодая гвардия. – 1990. – № 9. – Прил.: с.145-148. – (Журнал в журнале «Товарищ»).
  • Для чего двору ворота? : сказка-игра // Трамвай. – 1991. – № 3.
  • Осень ; Август ; «Страсная началась...» ; Этюд о смысле жизни («К забитым окнам жмется ветер...» : [стихи] // Студенческий меридиан. – 1991. – № 2. – С. 31.
  • Дорога на Солонер : рассказ // Сельская молодежь. – 1991. – № 8. – С. 2-4.
  • Кот Котофеич : кукольное представление // Детская Роман-газета. – 1998. – № 4. – С. 41-43.
  • Песня цветов : пьеса-миракль по сказке Жорж Санд «История простофили по имени Грибуль» // Ангел мой. – 2001. – № 0 (1). – С. 91-118.
  • Старинный способ : рассказ // Во! – 2002. – 5-12 февр. – С. 12.
  • Стихи из цикла «Заглядывая на старый сайт...» // Ончыко. – 2005. – № 8. – С. 169-172.
  • Золотой чемоданчик : рассказ // Ончыко. – 2006. – № 11. – С. 159-162.
  • Акварель : рассказ // Ончыко. – 2009. – № 8. – С. 118-120.
  • Маска ; «Стоит в песках твой скорый поезд...» ; « В этом городе холодном...» ; Спасибо Вам ; «Я плакала, а ты хотел уйти...» ; «Я путаюсь среди чужих вещей...» ; Пятница ; «Мы к смерти не имеем отношенья...» ; «Шесть дней – шесть вечностей...» ; Крылатый конь; В путь! : [стихи] // Дружба : лит.-худож. сб. Вып. 14 : Лесная шкатулка. – Йошкар-Ола : Мар.кн. изд-во, 1989. – С. 107-108.
  • «Страстная началась...» ; «Где нас нет, упадают снега...» : [стихи] // Дружба : лит.-худож. сб. Вып. 15 : Хрустальный ключ. – Йошкар-Ола : Мар.кн. изд-во, 1990. – С. 102-103.
  • Пурпур мантий кардинальских ; Болею ; Пушкин (Воображаемый разговор с доброжелательным современником в ночь накануне дуэли) ; Ночь на Лысой горе ; Колыбельная ; «Опять февраль дороги обнажает...» ; Музыка : [стихи] // Дружба : лит.-худож. сб. Вып. 16 : Расскажи мне... – Йошкар-Ола : Мар.кн. изд-во, 1991. – С. 80-86.
  • Петушок : рассказ // Дружба : фантастика марийских писателей. Антология . Вып.18 : Кристаллы с Альтаира / сост. А.Спиридонов. – Йошкар-Ола : Мар.кн. изд-во, 1993. – С. 336-339.
  • «Ветлы на серой дороге промокли в дожде...» ; «Где нас нет, упадают снега...» ; «Шесть дней – шесть вечностей...» : стихи // Русское слово Марий Эл : произведения руссских писателей мар. края /сост. В. Панов. – Йошкар-Ола : Мар. кн. изд-во, 2004. – С. 312-313.
  • Поход : рассказ // Дружба : лит.-худож. сб. Вып. 20 : Время пить херши. – Йошкар-Ола : Мар.кн. изд-во, 2007. – С. 157-173.
  • Ласточка : рассказ // Дружба : сб. худож. произв. : Вып. 21 : В разных мирах / Сост. Е. Хисамутдинова. – Йошкар-Ола : Мар.кн. изд-во, 2008. – С. 66-72.
  • Выпускной ; Пятая точка ; Уборка ; Арбуз ; Хомяк, черепаха и дедушка Ленин ; Сосновая роща ; Хористы : рассказы для детей // Дружба : лит.-худож.сб. Вып.23 : Круг жизни / сост. Е. Хисамутдинова. – Йошкар-Ола : Мар.кн. изд-во, 2010. – С. 191-220.
  • «Комната завалена грудами бумаги...» ; Четверг (из цикла «Страстная неделя») ; «Камень белый среди моря...» ; «Мы там, где вы нас потеряли...» ; «Бездомный осенний ветряк-зубогрыз...» ; «От этнографий-каллиграфий...» ; Сорок дней : стихи // Дружба : сб. произв. литераторов респ. Вып. 24 : Там, неподалеку... / сост. Е.Хисамутдинова. – Йошкар-Ола : Мар.кн. изд-во, 2011. – С. 86-94.
  • Неотправленное письмо : рассказ // Дружба : сб. произв. литераторов респ. Вып. 27 : По бумажным мостам / сост. Е. Хисамутдинова. – Йошкар-Ола : РО «Союз писателей России» РМЭ, 2017. – С. 3-9.
  • Когда песчинки превращаются в звезды...: [рец. на спектакль РРАТД «Инишман. Инт.» (Йошкар-Ола) // Страстной бульвар,10. – № 8-128/2010. – С. 153-156.
  • «Прекрасный порядок» Пьетро Гонзага : рассказ // Страстной бульвар,10. – 2010. – №4-134/2010 (декабрь). – С.138-143.
  • В поисках родного очага : [обзорная рецензия VIII Фестиваля театров финно-угорских народов] // Страстной бульвар, 10. – № 6-136/2011. – С. 58-66.
  • «Четвертая стена» за спиной : [рец. на спект. «Буря» в театре «Et cetera»] // Страстной бульвар,10. – № 7-137/2011. – С. 142-146.
  • Криксы : по мотивам фольклора Белорусского Полесья : [лирико-драм. поэма из 17-ти стихов, 2-я ред.] // День и Ночь. – 2011. – № 1. – С. 79-83.
  • «Сыплет с неба пух лебяжий» : [стихи] // Литера. – 2014. – № 1. – С. 92-100.
  • Музыка и звуки – контрапункт фабулы фильма для подростков (на материале советских фильмов 1940-70-х годов) : [научная статья] / Марина Копылова // в сб. : Эстетика звука на экране и в книге // мат. Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ВГИК, 2016. – 355 с. – С. 134-142.
  • Сержант Швалев : повесть на основе архивных документов / рец. к.ф.н. И.К. Сушилина // депозит в РАО – 2017.
  • Розовая лошадь и другие : сказки // депозит в РАО – 2017.
  • Госпиталь 3071: Сценарий полнометражного игрового фильма / рец. М. Шарапова // ВГИК им. С.А. Герасимова. – 2016. – 96 с. ; Депозит в РАО – 2017 ; Открытая публичная авторская читка на зрителя в зале ДТС РМЭ в постановке С. Васина. 25 нояб. 2018г.
  • «Как трудно дереву расти...» : [cтихи] // Московский вестник : журнал московских писателей. – 2020. – № 1. – С. 119-131.
  • Повесть на основании архивных документов "Сержант Швалев". Литера, 2021 № 3.
  • «Срезая будней серые детали» : [стихи] // Литера. – 2021. – № 1. – С. 54-59.
  • «Однажды в Феодосии» Крымские записки // Литера, Йошкар-Ола, 2022, № 2.
  • «Марфа» : Новогодняя сказка про кошку //Литера, Йошкар-Ола, 2022, № 4.
  • «Майатул» : Погружение в миф : [Заметки театрального критика-этнографа] // Этноузоры, Йошкар-Ола, № 5, 2022.

Книги

  • Копылова, М.Л. Песни поются для радости. Часть первая: «Село наше Шулкой зовут...» / Авт. изд. – Йошкар-Ола, 1991. – 32с.
  • Копылова, М.Л. Розовая лошадь. Криксы : Сказки и стихи для взрослых и детей. Москва – Йошкар-Ола : ЭТО «Комитет литераторов РСФСР». – 1993. – 60 с.
  • Копылова, М.Л. В поисках костяной иглы : Книга очерков и аутентичных фольклорных текстов из жизни вятской деревни XX века / Авт. науч.-худож. изд. по гранту РГНФ. – Йошкар-Ола, 2001. – 168 с. (А4) , ил., нот., фот.
  • Копылова, М.Л. Пьески для уличного и домашнего театра / Авт. изд. с илл. автора. – Йошкар-Ола, 2003. – 80 с.
  • Копылова, М.Л. Ребенок под шубой : рассказы для детей и родителей. – Йошкар-Ола : МПИК. – 2006. – 76 с.
  • Копылова, М.Л. Девочка, которая разговаривала с ветром... : Рассказы для взрослых детей / Авторское издание. – Йошкар-Ола, 2017. – 220 с.

Литература о жизни и творчестве

Ссылки