Ильин М.И.

Материал из Mari-Lab
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ильин Михаил Иванович – кандидат педагогических наук (1987), доцент (1992).

Родился 6 ноября 1951 г. в дер. Луначарка Горномарийского района Марийской АССР. В 1969 году окончил Емелеевскую среднюю школу. В 1970–1975 гг. учился в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской, на историко-филологическом факультете, получил специальность учителя русского языка и литературы. После окончания института работал в школе, служил в армии, был корреспондентом республиканской молодежной газеты. В 1983–1986 гг. обучался в очной аспирантуре при НИИ национальных школ МО РФ.

Работа в Марийском государственном педагогическом институте и Марийском государственном университете: ассистент кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской (1978–1982), старший преподаватель кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской (1986–1991), доцент кафедры общего и сравнительного языкознания МГПИ им. Н.К. Крупской (1992–2008), доцент кафедры русского и общего языкознания МарГУ.

Научные интересы М.И. Ильина связаны с марийско-русским двуязычием. В аспирантуре занимался проблемами устранения акцента в русской речи студентов мари и овладения ими литературным произношением и интонированием. Под руководством доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Никольской написал кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование орфоэпических и интонационных навыков русской речи студентов мари» и защитил ее в 1987 г. В своей работе вопросы устранения акцента рассматривает на уровне звукоупотребления, ритмической организации слов и гентонирования. Такой широкоаспектный подход явился по существу новым направлением в методике обучения русскому произношению в условиях марийско-русского двуязычия. Теоретические выводы, сделанные в диссертации, и практические рекомендации находят широкое применение в процессе обучения русскому языку в вузах и школах республики.

Награжден Почётной грамотой Министерства образования Республики Марий Эл (2001), Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2001), Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2005), Почётной грамотой Министерства образования Республики Марий Эл (2005), Почётной грамотой Марийского института образования (2007).

До выхода на заслуженный отдых М.И.Ильин работал доцентом кафедры общего и сравнительного языкознания Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской, заместителем декана историко-филологического факультета; доцентом кафедры русского и общего языкознания Марийского государственного университета. В настоящее время на заслуженном отдыхе.

Основные труды

Статьи, опубликованные в журналах, сборниках, диссертации, книги, программы, тезисы докладов, рецензии

  • Интонационная интерференция в русской речи мари // Вопросы марийского языка: Грамматика и лексикология. – Йошкар-Ола, 1986. – С. 85-97.
  • Орфоэпические и интонационные ошибки в русской речи студентов мари. – Йошкар-Ола, 1986. – 23 с.
  • Некоторые способы организации фонетико-орфоэпического материала в курсе практикума по русскому языку с учетом особенностей марийско-русского двуязычия // Проблемы русско-финно-угорского двуязычия и межъязыковых контактов. – Йошкар-Ола, 1988. – С. 80-87.
  • Интонационные системы русского и марийского языков (краткий сопоставительный анализ). – Йошкар-Ола, 1990. – 27 с.
  • Некоторые особенности составления лингафонного пособия по фонетике, орфоэпии, интонации (для студентов национальных отделений педвуза) // Проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин в школе и вузе. Тезисы докладов. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 35-36.
  • Оценка сочинений и изложений. – Йошкар-Ола, 1993. – 15 с.
  • Ритмика фонетических слов в русском и марийском языках (сопоставительная характеристика) // Межвузовская научно-практическая конференция. Тезисы докладов. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 122-125.
  • Олимпиада по русскому языку // Марий Эл учитель. – 1994. – № 1. – С. 32-66.
  • Кырык марла орфографии лымдер. – Йошкар-Ола, 1994. – С. 57-68, 368-407.
  • Новый базисный план общеобразовательной школы Республики Марий Эл и перспективы изучения марийского и русского языков // Тарасовские чтения 14–15 марта 1995 г. Тезисы докладов. – Йошкар-Ола, 1995. – С. 136-137.
  • Ученые-финно-угроведы о проблемах марийских литературных языков // Материалы научно-практической конференции «История и культура горномарийского края». Тезисы докладов. – Йошкар-Ола, 1996. – С. 29-31.
  • Роль и место родного языка при обучении русскому произношению (в условиях марийско-русского двуязычия) // Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в школе. – Йошкар-Ола, 1997. – С. 64-67.
  • Межъязыковая транспозиция и интерференция и их учет в обучении русскому произношению в марийской школе // Третьи Вавиловские чтения. Социум в преддверии XXI века: итоги пройденного пути, проблемы настоящего и контуры будущего. – Ч. 1. – Йошкар-Ола, 1999. – С. 360-363.
  • Как написать курсовую работу. – Йошкар-Ола, 2000. – 14 с.
  • Межъязыковая фонетическая транспозиция и интерференция в условиях марийско-русского двуязычия: психолого-физиологический и лингвистический аспекты // Пятые Вавиловские чтения. Мировое сообщество и Россия на путях модернизации. – Ч.1. – Йошкар-Ола, 2001. – С. 130-132.
  • Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5–11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом). Пособие для учителя. – Йошкар-Ола, 2001. – 51 с.
  • Язык – главное достояние народа // Горные марийцы на рубеже веков. Материалы докладов и выступлений на республиканской научной конференции, посвященной 450-летию вхождения горных мари в состав Российского государства (9-10 июня 2001 г.). – Йошкар-Ола, 2002. – С. 40-43.
  • Сколько же фонем в марийских литературных языках? // Актуальные проблемы межъязыковых и межкультурных контактов. – Йошкар-Ола, 2003. – С. 85-91.
  • О фонемном составе марийских литературных языков // Актуальные проблемы межъязыковых и межкультурных контактов. – Йошкар-Ола, 2004. – С. 46-52.
  • Актуальные проблемы изучения фонетики горномарийского литературного языка // Образование и духовная культура горных мари. Четвертые Игнатьевские чтения. – Йошкар-Ола, 2004. – С. 43-47.

Литература

  • Кырык марын лӹмлӹ эдемвлä // У сем. – 1996. – № 1. – С. 127-128.
  • Гаврилова И., Никифорова Т. Студентвлä доно когоэшнӹмӹ шоэш // У сем. – 2001. – № 3. – С. 94-97.

Ссылки