Волкова Т.А.

Материал из Mari-Lab
Перейти к навигации Перейти к поиску

Волкова Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук (1994), доцент (1997).

Родилась 29 декабря 1964 г. в д. Русская Сенда Мари-Турекского района Марийской АССР. В 1987 году окончила с отличием историко-филологический факультет Марийского государственного университета по специальности «Русский язык и Литература» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». В 1987-1989 гг. работала учителем русского языка и литературы в школе.

В 1991–1994 гг. обучалась в аспирантуре Казанского государственного педагогического института. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Л.З. Шакирова. В 1994 г. в Нижегородском государственном педагогическом университете защитила диссертацию по теме «Лингвометодические основы обучения русскому произношению учащихся марийских школ» и стала кандидатом педагогических наук. В диссертации затронуты и вопросы теории марийского языка.

С марта 1994 г. – преподаватель кафедры русского и общего языкознания МарГУ. С 1997 г. – доцент кафедры русского и общего языкознания МарГУ.

Опубликовала 35 научных исследований. Область научных интересов – методика преподавания русского языка в нерусской школе.

В настоящее время – доцент кафедры филологии и журналистики Марийского государственного университета.

Основные труды

Статьи, опубликованные в журналах, сборниках, диссертации, книги, программы, тезисы докладов, рецензии

  • Учебные игровые упражнения как одно из средств реализации практической направленности при обучении русской фонетике и грамматике. – Казань, 1993. – 44 с.
  • Систематичность и преемственность в обучении русскому произношению учащихся национальных школ // Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в системе образования. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Ч. II. – Казань – Йошкар-Ола – Зеленый Дол, 1996. – С. 31-32.
  • Учебные игры // Мǝгариф. – Казань, 1996. – № 10. – С. 46-49.
  • Учебные игры // Мǝгариф. – Казань, 1996. – № 12. – С. 36-37.
  • Практическая дидактика. Программа интегрированного курса методики преподавания русского языка и педагогики (дидактики). – Йошкар-Ола, 1996. – 25 с. (Соавт. Бирюкова Н.А.).
  • Лингвистические основы обучения русской фонетике в национальной (марийской) школе // Актуальные проблемы современного филологического образования и развитие творческих способностей учащихся. Тезисы республиканской научно-практической конференции. – Казань, 1997. – С. 55-56.
  • Возможности интегрированного обучения (на материале методики преподавания русского языка и дидактики) // Вавиловские чтения. Диалог наук на рубеже ХХ–ХХI вв. и глобальные проблемы современности. Материалы постоянно действующей междисциплинарной научной конференции. – Йошкар-Ола, 1997. – С. 264-266.
  • Методические рекомендации по русскому языку и литературе для поступающих в Марийский государственный университет (методические рекомендации). – Йошкар-Ола, 1997. – 40 с. (Соавт. Лаврентьева А.Г.).
  • Дидактические игры на уроках русского языка (Методические рекомендации). – Йошкар-Ола, 1997. – 50 с.
  • Лингвометодический подход к анализу произносительных ошибок в русской речи учащихся и студентов-мари // Актуальные проблемы профильной дифференциации содержания образования в условиях сельской инновационной школы. Материалы республиканской научно-практической конференции. – Казань, 1998. – С. 71-74.
  • Лингвистическое краеведение на уроках русского языка // Марийское краеведение: опыт и перспективы использования в школе. Тезисы докладов III Республиканской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 1998. – С. 63-67.
  • Диагностика и анализ качества методической подготовленности студентов-филологов // Проблема мониторинга качества образования. Материалы VII всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 1999. – С. 136-137.
  • Обеспечение преемственности при обучении русскому языку в системе «школа – вуз» // Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в системе образования. Материалы 11 всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола – Сургут, 2000. – С. 63-64.
  • Воспитание учащихся в процессе изучения фонетики русского языка в нерусской школе // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования. Сборник статей и тезисов IХ Всероссийской научно-практической конференции. – Казань – Йошкар-Ола, 2001. – С. 285-286.
  • Домашний репетитор. Web-страница. 3 п.л.
  • Фоносемантический анализ стихотворения А.А. Блока «Двойник» // Пятые Вавиловские чтения. Мировое сообщество и Россия на путях модернизации. Материалы постоянно действующей всероссийской междисциплинарной научной конференции. – Йошкар-Ола, 2001. – С. 118-119.
  • Роль новых информационных технологий в процессе обучения школьников русскому языку // Бодуэновские чтения. Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика. Международная научная конференция. Труды и материалы. Т.2. – Казань, 2001. – С. 130-131.
  • Сочинение-рецензия: теория и практика (материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку). Учебное пособие. – Йошкар-Ола, 2002. – 84 с. (Соавт. Махновец Т.А., Охотникова С.Р.).
  • Реализация ассимилятивного смягчения согласных русского языка в речи мари (лингводидактический аспект) // Грузовские чтения. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2003. – С. 37-42.
  • Структура и содержание единого государственного экзамена: русский язык. Учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола, 2003. – 110 с. (Соавт. Арефьева С.А., Уракова Н.А.).
  • Фонетически ориентированные вербальные стратегии в рекламе // Восьмые Вавиловские чтения. Мировоззрение современного общества в фокусе научного знания и практики. В 2 ч. – Йошкар-Ола, 2004. – С. 62-64.
  • Лингвометодический подход к изучению фонетики в нерусской (марийской) школе // Проблемы комплексного развития Республики Марий Эл (сборник научных статей). Приложение № 6 к журналу «Регионоведние» – Саранск, 2005. –С.185-192.
  • Современный русский литературный язык (фонетика и фонология): учеб.-метод. комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Филология. Русский язык и == Литература ==». – Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. – 29 с.
  • Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку в нерусской (марийской) школе// Тезисы секционных докладов Х Международного конгресса финно-угроведов.: Лингвистика: Ч. 2. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. – С. 35-36.
  • Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку в средней школе // Регион-2005: социальные и экономические проблемы развития: Материалы региональной научно-практической конференции. –Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. – С. 100-103.
  • Новые информационные технологии и обучение русскому языку // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сборник статей. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2006. – С. 127-131.
  • Лингвистические основы изучения фонетики современного русского языка в национальных группах вуза (на материале ассимилятивного смягчения согласных) // Педагогическая лингвистика: традиции и современность: сб. статей. — Казань: РИЦ «Школа», 2006. — С. 64—68.
  • ЕГЭ по русскому языку 2006 года (структура контрольно-измерительных материалов, результаты «школьной» и «вузовской» волны)// Актуальные проблемы межкультурных и межъязыковых контактов: материалы регион. научн. конференции, посвященной 75-летию со дня рождения проф. Л.П. Грузова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. – С. 100-105.
  • Русский язык. Справочные материалы: учеб.-метод. пособие (10 класс). – Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. – 54 с.
  • Русский язык. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ:  учеб.-метод. пособие. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. – 115 с.
  • Современный русский язык. Фонетика и фонология (контрольные работы): метод. указания для студентов специальности «Филология». – Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. –55 с.
  • Формирование культурологической компетенции при обучении русскому языку в школе // Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной Году русского языка. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2008. – С. 27-29.
  • Лингвистические особенности газетной рекламы (на материале региональной прессы) // Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире. Тринадцатые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей междисциплин. науч. конференции с международ. участием. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010. – С. 294-295.
  • Русский язык. Теоретический материал для подготовки к единому государственному экзамену: учеб. пособие. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 115 с.
  • Лингвистические основы изучения фонетики современного русского языка в национальных группах вуза (на материале ассимилятивного смягчения согласных) // Филология и образование: современные концепции и технологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: ГОУ ВПО «ТГГПУ», 2011. – С. 91-95.
  • Современный русский литературный язык. Фонетика и фонология: учебное пособие. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. – 100 с.
  • «Вместо тысячи слов…» (Лингвистический анализ слоганов: на материале телевизионной рекламы продуктов питания) // Инновационные ресурсы и национальная безопасность в эпоху глобальных трансформаций. Пятнадцатые Вавиловские чтения; постоянно действующая Всерос. междисципл. науч. конф. с международным участием, 8-9 декабря 2011 г.: материалы. В 2 ч. Ч. 1. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2012. – С. 260-262 (Соавт. Конькова М.П.).
  • Интернет-олимпиады как средство развития интеллектуальной активности школьников // Педагогическое образование: история, современность, перспективы: материалы I Международной науч.-практич. конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – С. 388-389.
  • Интернет-тренажеры в школе и вузе // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в школе и вузе: материалы IX Всероссийской науч.-практич. конференции 2-3 ноября 2011 года. – Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2012. – С. 245-249.
  • Коммуникативная компетентность молодого педагога // Третьи Грузовские чтения: новации и традиции филологического образования: материалы науч. конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения профессора Л. П. Грузова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. – С. 21-23.
  • Лингвистический анализ слоганов (на материале телевизионной рекламы продуктов питания) // Третьи Грузовские чтения: новации и традиции филологического образования: материалы науч. конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения профессора Л. П. Грузова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. – С. 41-43 (Соавт. Конькова М.П.)..
  • Формирование коммуникативной компетентности как условие эффективного педагогического общения// Духовная сфера общества: материалы по итогам НИР за 2011 год и межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры философии и политологии. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. – Вып. 9. – С.187189.
  • Человек удивительного дарования… // Проблемы педагогического образования: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию высшего педагогического образования в РМЭ. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. – С. 224-229 (Соавт. Ахмадуллина С.В.).
  • Лексико-семантическое поле цвета и света в поэзии А. А. Тарковского (на материале цикла стихотворений «Зимний день») // Третьи Грузовские чтения: новации и традиции филологического образования: материалы научной конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения профессора Л. П. Грузова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. – С. 91-93 (Соавт. Яиаева А.Г.).
  • Изучение инновационных технологий как компонент профессиональной подготовки филолога // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конференции 30 сентября 2013 г. Ч. 25. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. – С. 32-34.
  • Роль информационных технологий в развитии интеллектуальной активности школьников // Духовная сфера общества: материалы научно-практической конференции пор итогам НИР кафедры философии и политологии за 2012 год и межрегиональной научно-практической конференции «Красновские чтения», посвященной 85-летию со дня рождения А. В. Краснова. – Йошкар-Ола, 2013. –Вып. 10. – С. 132-135.
  • Вариативность произношения заимствованных слов в современном русском языке // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конференции 30 апреля 2014 г. : в 11 частях. Ч. 6. – Тамбов Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. – С. 53-54 (Соавт. Князева А.С.).
  • Тьюторское и менторское сопровождение педагогической практики // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 частях. Ч. 6. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. – С. 52-53.
  • Тьюторское сопровождение педагогической практики студентов-филологов // Духовная сфера общества: сб статей науч.-практ. конференции пор итогам НИР кафедры философии и политологии за 2013 г. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2014. – Вып. 11. – С. 164-170.
  • Приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа как одна из целей обучения русскому языку // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. науч. трудов по материалам Международ. заоч. науч.-практич. конференции 30 июня 2015 г. Т.8. – Тамбов: ООО «Консталтинговая компания Юком», 2015. – С. 27-28.
  • Тьюторство и менторство в системе педагогической практики // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 15-18.
  • Учебно-исследовательская деятельность как средство реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку // Духовная сфера общества: сб. статей по итогам НИР кафедры философии и политологии за 2014 год. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2015. – Вып.12. – С. 28-34.

Литература

  • Шакирова Л.З. Библиографический очерк. – Казань, 1997. – С. 52-53.
  • Ученые Марийского государственного университета. – Йошкар-Ола, 2002. – С. 165.
  • Казанская лингвометодическая школа: прошлое и настоящее. – Казань, 2004. – С. 125.

Ссылки