Возникновение и пути развития марийской литературы

Материал из Mari-Lab
Перейти к: навигация, поиск

Краткая историческая справка

Решением Правительства Республики Марий Эл 2005 год был объявлен Годом марийской литературы, приуроченным к 100-летию со времени написания стихотворения «Ото» («Роща») С.Г.Чавайна — первого художественного произведения марийской литературы. Однако первые письменные тексты на марийском языке были опубликованы еще в XVIII веке. Это было связано с работой по изучению быта, культуры, истории народов, проводимой Российской академией наук. В те годы усилиями русских и зарубежных ученых создавались многоязычные словари народов России. В эти лексиконы вошли сотни марийских слов. Они имеются в словарях, составленных Г.Миллером, Д.Рудневым-Дамаскиным, Г.Палласом и др.

Марийский народ относится к финно-угорской языковой семье. Марийцы с древних времен проживали в Среднем Поволжье и с IX века известны летописцам как «черемисы». Судьба марийского народа исторически неразрывно связана с судьбами народов Поволжья и Приуралья — татар, чувашей, мордвы, удмуртов, башкир. Вместе с ними Марийский край входил в состав Булгарского и Казанского ханств, а в середине XVI века был присоединен к русскому государству.

Императрица Екатерина II, царствовавшая во второй половине XVIII века, в целях дальнейшей христианизации поддерживала новокрещенские школы, созданные в городах Поволжья для детей нерусской национальности. В стенах таких школ учениками было создано несколько стихотворных приветствий, од высокопоставленным лицам. В этих одах в духе идей просвещенной монархии выражалась надежда, что самодержавная власть даст всем народам России возможность учиться. Однако царизм не был склонен приобщать инородцев к знанию и созданию настоящей письменности. Свидетельством тому служит пример заточения в крепость Екатериной II выдающегося русского просветителя Н.Новикова, издававшего сатирический журнал «Трутень». В его типографии в 1782 году были изданы книги, содержащие марийские тексты. Угодили на время в тюрьму В.Пуцек-Григорович, автор труда «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка» (1775), Д.Руднев-Дамаскин, составитель «Словаря черемисского языка с русским переводом» (1785).

В 1803 году в Петербурге издан на марийском языке «Катехизис», в 1821 году — «Евангелие». За более чем вековой период было напечатано около 150 религиозно-миссионерских книг. Одним из переводчиков подобных изданий являлся горномарийский священник А.Альбинский, издавший в 1837 году «Грамматику черемисского языка».

Не имея возможности публиковать свои труды на марийском языке, во второй половине XIX века марийские этнографы, историки, собиратели фольклора С.Нурминский, И.Моляров, Г.Яковлев, П.Ерусланов, Т.Семенов, В.Лукьянов и другие писали очерки, рассказы на русском языке и печатали их в различных изданиях Поволжья и Приуралья. Тогда же стали появляться художественные произведения марийских писателей-просветителей. На русском языке написаны поэма «Черемисы» И.Жданова (1872), повесть «Детские воспоминания черемисина» В.Лукьянова (1896), очерк «Поездка к восточным черемисам» П.Ерусланова (1898). На волне просветительского движения составлялись первые хрестоматии для школ, содержащие переводные рассказы Л.Толстого, К.Ушинского, К.Аксакова.

Оригинальная художественная литература на марийском языке возникла в годы первой русской революции, когда усилиями прогрессивных деятелей, сторонников просвещения, было начато издание ежегодника «Марла календарь» (1907— 1913). Первый его выпуск напечатан в Казани в начале 1907 года. Многие статьи, очерки, вошедшие в этот календарь, оказались переведенными с русского языка. В следующих выпусках преобладали материалы просветительского характера, фольклорные и религиозные тексты. На страницах ежегодника «Марла календарь» впервые опубликовали свои поэтические произведения С.Чавайн, В.Васильев-Ӱпымарий, Г.Эвайн (Кармазин), Г.Микай. Наиболее талантливым и плодотворно работающим среди них был С.Чавайн, который в дальнейшем сыграл основополагающую роль в становлении и развитии марийской художественной литературы. Вышеупомянутое его стихотворение «Ото» было написано 2 декабря 1905 года в период учебы в Казанской учительской семинарии. Эта дата официально признани днем рождения марийской художественной литературы.

Первый марийский классик в своих произведениях часто обращался к историческому прошлому народа («Йыланда», «Патыр-шамыч»). В 1908 году С.Чавайн издал сборник стихотворений и рассказов «Марий калыкын тошто годсо илышыже» («Из прошлого народа мари»), в 1910 — учебник-хрестоматию «Кумшо марла книга» («Третья марийская книга»). Тогда же им была создана первая марийская пьеса «Кайыклудо» («Дикая утка»).

У истоков марийской литературы одновременно с С.Чавайном стояли В.Васильев-Упымарий, Г.Эвайн (Кармазин), Г.Микай, Н.Мухин, П.Глезденёв. Позже к ним присоединились Г.Икумарий (^Леонтьев), Корканмарий (Ф.Егоров), Т.Удюрминский (Т.Ефремов), В.Мухин-Сави, А.Конаков, П.Эмӓш (П.Григорьев) и другие. Многие их произведения были созданы на основе устного народного творчества, они также осуществляли свободное переложение стихотворений А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Кольцова, И.Никитина, А.Плещеева, рассказов Л.Толстого и Д.Ушинского на марийский язык.

Марийское художественное слово неразрывно связано с многовековой историей народа, с его фольклором. Жизнь древних мари была тесно связана с природой, которая была неотъемлемой частью их существования. Материалы устного народного творчества передавались из поколения в поколение. Поэтому марийские писатели всегда опирались на богатство фольклора. Один из талантливых поэтов XX века В.Колумб откровенно признавался: «Что привело меня в поэзию? Марийский лес... Если перестать бояться леса, он превращается в истинного друга, кормильца и спасителя... В лесу я вслушивался в каждый шорох, чутко ловил его дыхание».

С 1915 по 1917 год в Вятке издавалась еженедельная газета «Война увер». На ее страницах наряду с официальными известиями о ходе боевых действий на фронтах мировой войны часто печатались публицистические очерки А.Конакова, Ф.Егорова, стихи С.Чавайна, Т.Ефремова. Газета «Война увер» революционно-демократических идей особо не проповедовала, но просветительские тенденции, получившие начало в ежегоднике «Марла календарь», нашли в ней продолжение. В статьях А.Конакова говорилось о том, что уделяется недостаточное внимание просвещению простого народа. С.Чавайн прославлял книгу — источник знания.

Марийская письменность и художественная литература сделали значительный шаг вперед с началом издания газет на родном языке: «Ӱжара» (1917), «Йошкар кече» (1918), «Незереш шамакшы» (Казань, 1919), «Марий увер» (Вятка, 1918), «Совет умыландарымаш» (Бирск, 1919), «Тул» (Елабуга, 1920). В 1927—1932 годах газета «Марий ял» издавалась в Москве. В 1920-х же годах появились первые литературно-художественные альманахи и журналы «У илыш», «Кыралшы», «Юк», «Арлан ден Кестен».

Начиная с последнего десятилетия XX века по настоящее время наблюдается переоценка событий Октябрьской революции. Однако следует помнить, что малочисленным народам, в том числе марийцам, именно после 1917 года открылся широкий путь к письменности, образованию, развитию литературы, культуры и искусства. Основоположники марийской художественной литературы хотя и создавали свои первые произведения задолго до революции, но возможность публиковаться получили лишь в начале 1920-х годов. Это было время творческого расцвета талантов. В первые годы советской власти пришли в литературу и стали выступать в печати О.Шабдар, М.Шкетан, О.Тыныш, В.Сави, Н.Игнатьев, И.Одар, Я.Элексейн, М.Аюпова, А.Эшкинин, Г.Ядек, В.Шорин, Ошламучаш Йыван. В 1920-х годах начали писать С.Элнет, И.Беляев, П.Карпов-Пӱнчерский, С.Эчан, Д.Орай, Н .Лекайн, В.Сузы, С.Мичурин-Ятман, М.Иванов, И.Ломберский, А.Эрыкан, И.Стрельников, А.Ток, П.Ланов, П.Пайдуш, Я.Ялкайн, Н.Тишин, Ф.Тадаси, Э. Чапай и др.

В послереволюционные годы в Марийском крае широкое развитие получило самодеятельное театральное искусство. Драматические кружки создавались при избах-читальнях, воинских частях, учебных заведениях, сельских Советах. На базе одного из них, а именно самодеятельного коллектива д. Ошламучаш (ныне Медведевского района РМЭ), постановлением Казанского губернского отдела народного образования от 1 ноября 1919 года был создан Передвижной театр народа мари. Руководителем театра был назначен учитель И.Т.Беляев. Днем рождения Марийского театра считается 29 ноября 1919 года, когда на суд жителей д.Сенькино была вынесена первая работа — спектакль по пьесе Тыныша Осыпа «Закон шумлык» («Из-за закона»). В 1920-е годы самое активное участие в работе Передвижного театра принимали классики марийской драматургии А.Конаков, Н.Мухин, С.Чавайн, М.Шкетан. Спектакли по пьесам С.Чавайна «Автономий», «Кайыклудо» («Дикая утка»), «Пудыранчык Эрмак» («Бунтарь Эрмак»), М.Шкетана «Сардай», «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!..»), «Шошым сеҥен» («Весна победила») и другие завоевали большую популярность. М.Шкетан одновременно был драматургом, режиссером и актером. В 1948 году постановлением Совета Министров МАССР Марийскому государственному театру было присвоено имя М.Шкетана.

В 1925 году в Краснококшайск образовано Марийское книжное издательство. Из-за недостаточно прочной его материальной базы на первых порах до середины 1930-х годов выпуском литературы на марийском (горном и луговом) языке занимались центральные московские издательства (Гослитиздат, Партиздат, Учпедгиз, Детгиз, «Молодая гвардия»), книжные и газетные издательства городов Казани, Уфы, Свердловска, Вятки. В 1926 году по инициативе С.Чавайна и В.Мухина вышел первый номер литературно-художественного и общественно-политического журнала «У вий», который за годы своего существования несколько раз менял название: «Пиалан илыш», «Родина верч», «Марий альманах». С 1954 года по настоящее время — «Ончыко».

Заметным явлением в развитии литературного процесса стало создание в 1930 году Марийской ассоциации пролетарских писателей (МАЛИ). Эта организация способствовала сплочению марийских писателей, росту творческой молодежи. Ведущей силой в развитии марийской литературы стал Союз писателей МАО (с 1934 года — областное отделение СП СССР, с 1939 года — Союз писателей МАССР).

Мастера художественного слова, одухотворенные значительными социальными преобразованиями, в своих произведениях отображали яркий, целостный облик человека-труженика, ищущего место в новом обществе, человека-борца, недовольного классовым неравноправием. Как правило, в те годы большинство литераторов писали антирелигиозные стихи, рассказы, повести.

Наивысшего творческого подъема марийская литература достигла в 1930-е годы. В литературу пришло новое поколение талантливых писателей: А.Бик, Ш.Булат, Г.Ефруш, Йыван Кырля, М.Казаков, Н.Лекайн, Ф.Маслов, А.Мичурин-Азмекей, Олык Ипай, И.Осмин, П.Першут, В.Сузы, В.Чалай, В.Элмар, А.Эрыкан, С.Николаев и др. Приобретая творческий опыт, писатели приступали к разработке масштабных эпических форм. За короткий срок один за другим появились романы с разными жанрово-стилевыми признаками: историко-революционные — «Элнет» С.Чавайна, «Оҥго» («Круг») Я.Ялкайна, «Кӱртньӧ вий» («Железная воля») Н.Лекайна, «Туан сӓндӓлӹк» («Страна родная») Н.Игнатьева, историко-хроникальный — «Вурс мардеж» («Стальной ветер») Н.Игнатьева, мемуарный — «Миллион-влак» («Миллионы») И.Ломберского, социально-психологические — «Эреҥер» М.Шкетана, «Кучедалме тулеш» («В огне борьбы») Ал. Эрыкана, «Илыш шолеш» («Жизнь кипит») С.Элнета, «Ӱдырамаш корно» («Женская доля») О.Шабдара, «Тӱтыра вошт» («Сквозь туманы») Д.Орая, сатирический — «Савик» Н.Игнатьева и другие.

Во второй половине 1930-х годов с постановкой спектакля «Салика» в историю марийской драматургии вошел С.Николаев.

В годы наивысшего расцвета марийской литературы страну всколыхнула волна сталинских репрессий. В 1937—1938 годах многих общественных деятелей, работников культуры, искусства, талантливейших писателей обвинили в причастности к иностранным разведкам, в буржуазном национализме, попытке свержения существующей власти. Были расстреляны С.Чавайн, В.Мухин-Сави, Олык Ипай, О.Шабдар, Я.Ялкайн, Н. Мухин, П. Карпов-Пӱнчерский, Н. Ти ши н, Г. Эвай н, П.Эмӓш, А.Эшкинин, С.Элнет и др. Многих осудили и отправили на длительные сроки в лагеря, где и погибли Йыван Кырля, А.Эрыкан, И.Одар, Н.Игнатьев, Е.Содорон и другие.

Новым этапом в развитии марийской литературы стали годы Великой Отечественной войны. Почти все члены марийского отделения Союза писателей, прервав мирную творческую деятельность, встали в ряды защитников Отечества. К концу 1941 года из пятнадцати членов СП тринадцать стали фронтовиками. С первых же дней в приграничных тяжелых сражениях героически отстаивали родную землю Г.Ефруш, В.Рожкин, С.Вишневский, М.Казаков, призванные в армию незадолго до войны. В числе отважных защитников Москвы, Ленинграда и Сталинграда были М.Казаков, И.Стрельников, Д.Орай, А.Волков. До Польши, Венгрии и Германии пролегли фронтовые дороги А.Тока, М.Майна, Н.Ильякова, В.Иванова, Б.Данилова, В.Сузы. На Дальнем Востоке против японских милитаристов мужественно сражались Ф.Маслов, В.Чалай, Г.Матюковский, В.Юксерн. В боях за Родину смертью героя пали Г.Ефруш, Ш.Булат, П.Першут, В.Элмар. Большой потерей для марийской литературы оказалась гибель на полях сражений более десятка молодых авторов, уже зарекомендовавших себя как многообещающие таланты.

В годы войны проза уступила место малым жанрам — поэзии и публицистике. Стихи и очерки в основном печатались на страницах периодической печати, как местной, так и фронтовой. Военная обстановка требовала оперативного отклика на факты и события, активного воздействия на сознание народа, защищающего Отечество. Создавались очерки и рассказы, в которых описывались события, происходившие на фронте. Таковы, например, очерки о боевом подвиге наших земляков-фронтовиков — «Подвиг гвардейца» (1943) Г.Эрского, «Дочь марийского народа» (1943) П.Шорского, «Сергей Суворов» (1943) М.Большакова и др. Немало поэтов-фронтовиков (М.Майн, М.Казаков, С.Вишневский, К.Беляев, М.Большаков, Ш.Булат, Ф.Маслов, П.Першут, В.Рожкин, В.Элмар и др.) в годы войны издали поэтические сборники. Из произведений крупного жанра появился роман Н.Лекайна «Кугу сарын тулыштыжо» («В огне великой войны»).

М.Казакову за книгу «Поэзия — любимая подруга» в 1951 году, единственному в истории марийской литературы, присуждена Сталинская премия (после смерти Сталина — Государственная премия СССР).

После Победы марийские писатели, прошедшие суровую фронтовую школу, еще долго продолжали развивать военную тематику. Стихи и поэмы о войне писали М.Казаков, Г.Матюковский, Б.Данилов. Из-под пера В.Иванова вышел роман «Тӱтан» («Буря»), В.Юксерн написал повесть «Атаманыч», Дим. Орай — «Чолга шӱдыр» («Немеркнущая звезда»), Н.Лекайн завершил начатый на фронте роман «В огне великой войны» и др. В 1957 году в республике было учреждено почетное звание «Народный писатель МАССР». Первым этого звания удостоен Н.Лекайн. В 1960 году звание «Народный поэт МАССР» было присвоено 42-летнему М.Казакову.

Вернувшись из мест заключения, активно стал работать И. Осмин, который уже после войны был осужден как «антисоветский элемент».

С переходом к мирной жизни возникла потребность в художественном осмыслении острых проблем послевоенной деревни. В данном направлении наиболее плодотворно работали марийские драматурги. Отображению особенностей сельской жизни послевоенного периода были посвящены пьесы «Кеҥеж йӱд» («Летняя ночь», 1948), «У муро» («Новая песня», 1953) Н.Арбана, «Ксения» (1950) А.Волкова, «Корнывожышто» («На перепутье», 1957) А.Юзыкайна и др.

Вторая половина 1950-х годов в истории марийской литературы отмечается как особое явление. В фонд культуры республики были возвращены имена и творческое наследие реабилитированных писателей. Началась публикация их произведений. Возвращенное народу духовное богатство стало событием и для писателей, и для читателей.

В этот же период в литературную жизнь влились новые имена: И. Горный, В. Колумб, К. Коршунов, 3.Каткова, A. Крупняков, А. Красноперов, В. Косоротов, Сем. Николаев, B. Сапаев, Ю. Чавайн, М. Рыбаков, В. Любимов, Г. Гадиатов, М. Якимов, Т. Батырбаев и многие другие.

Молодые авторы, изображая современную действительность, стали глубже проникать во внутренний мир своих героев, обращая внимание на духовный рост человека, его нравственные искания. У писателей нового поколения было сильно развито чувство гражданской ответственности за судьбу человека, будущее страны и всего мира. Обрели актуальность и жизненную силу проблемы взаимодействия художественного слова с вопросами политики, экономики и научно-технического прогресса. Писатели стали поднимать проблемы экологии, защиты окружающего мира. Оживлению литературного процесса способствовало и начало издания литературно-художественного и общественно-политического журнала «Ончыко» (1954), юмористического и сатирического журнала «Пачемыш» («Оса», 1957). В 1958 году состоялся первый съезд марийских писателей. Все эти позитивные изменения в целом благотворно повлияли на дальнейшее развитие марийского словесного искусства и приток в него молодой силы.

В 1960—1970-е годы в марийскую литературу пришли В.Косоротов, В.Исенеков, Д.Исламов, Ю.Артамонов, А.Селин, А.Степанов, Ю.Галютин, В.Горохов, Э.Анисимов, Н.Егоров, 3.Краснов и другие.

Говоря о литературе этого периода, нельзя не упомянуть творчество В.Косоротова. Его первые сборники рассказов и повестей «Уржа кинде» («Ржаной хлеб», 1962), «Канде шинчан шошо» («Синеглазая весна», 1968) свидетельствовали о романтической и лирической направленности авторского видения мира. В его произведениях также отражалась жизнь тружеников сельского хозяйства, но большое внимание В.Косоротов уделял проблемам сельской интеллигенции (повесть «Крутые перевалы», 1970).

В 1960—1970-е годы в марийской литературе ярко выделялось творчество Ю.Артамонова. Живой образный язык и национальный колорит его произведений критики заметили сразу после выхода первых книг писателя. Глубокие размышления о современной деревне охватывали широкий круг проблем. Такими являлись повести «Сонимаке пеледыш» («Цветок мальвы»), «Перкан кинде» («Сытный каравай»), рассказ «Канде тӱран, ужар солыкан Какшан» («Кокшаге ты моя, синеокая»). Прозаик вступил в художественную полемику с коллегами-писателями о так называемом «маргинальном» человеке, духовно колеблющемся между городом и деревней.

Отображение «власти земли», тяги к родному очагу также характерно для произведений 3.Катковой. Много нового, своеобразного в марийской прозе было создано А.Мичуриным-Азмекеем, который известен читателям как автор «охотничьих рассказов». Недаром современники называли его «марийским Пришвиным». Его книги «Тул воктене» («У костра»), «Шап ер воктене» («У озера Шап»), «Пӱртӱс муро» («Поэзия природы») популярны до сих пор.

Во второй половине XX века успешно развивалась марийская драматургия. На сцене национального театра регулярно ставились пьесы Н.Арбана, А.Волкова, М.Рыбакова, К.Коршунова, С.Николаева, В.Регеж-Горохова, А.Асаева, П.Эсенея, В. Бояриновой и других.

1970—1980-е годы сейчас называют застойным периодом. Однако степень и уровень развития художественного слова не всегда определяется общественно-экономическим положением страны. В литературе решающую роль играют личности. Таким неординарным писателем в марийской литературе стад выпускник Литературного института им.А.М.Горького В. Колумб. Его творческая деятельность была многогранной. Кроме замечательных стихов и поэм, он создавал непревзойденные образцы публицистики и национальной литературной критики, был терпеливым учителем и организатором творческой молодежи. Недаром в 1968 году ему первому была присуждена премия Марийского комсомола им. Олыка Ипая.

В это же время набирает силу творчество ярких поэтов и личностей Сем.Николаева, И.Горного — ныне народных поэтов РМЭ. Плодотворно работают прозаики Г. Пирогов, А. Мурзашев.

Традиции творчества поэтов, твердо укрепившихся в литературе в 1960-е и в начале 1970-х годов, ярко вырисовываются в поэтических произведениях представителей следующего поколения, которые проявились во второй половине 1970-х и последующие годы. Это А. Иванова, А. Тимиркаев, Ю. Рязанцев, B. Изилянова, А. Мокеев, В. Осипов-Ярча, Гр. Иванов, В. Петухов, 3. Ермакова, В. Абукаев-Эмгак, 3. Дудина, Г. Сабанцев-Ояр, C. Эсаулова, В. Крылов и другие. В прозе успешно дебютировали Г. Алексеев, В. Микишкин, В. Абукаев-Эмгак, А. Александров-Арсак, В. Петухов, М. Илибаева, М. Кудряшов, Л. Яндаков, В. Бердинский, М. Ушакова.

В особый период необходимо выделить литературу 1990-х годов. За последние десятилетия в марийской литературе прошел настоящий бум автобиографических, хроникальных повествований. Это произведения И.Осмина «Кава ден мланде коклаште» («Между небом и землей», 1995), А.Волкова «Илыш толкын» («Волны жизни», 1995), В.Любимова «Илыш курым — кужу корно» («Жизни век — длинная дорога», 1996) и др. Сюда же можно добавить дневниковые записи бывшего актера Марийского драмтеатра им. Шкетана Г.Пушкина, подготовленные к публикации Ю.Галютиным под названием «Георгий Пушкин. Дневник негызеш возымо шарнымаш» («Георгий Пушкин. Роман-воспоминание»).

Особенности современной марийской литературы перестроечного периода наиболее ярко видны в рассказе В.Абукаева-Эмгака «Сорта йымал арака» («Поминальное вино»), романе «Шочмо тувыр» («Человек рождается в рубашке»). Писатель работает в поэзии, в том числе песенной, прозе, драматургии, литературной критике и публицистике. Занимается переводом произведений русских, финно-угорских, мировых писателей.

Конец XX — начало XXI века ознаменовалось притоком новых сил в драматургию. В Марийском театре драмы имени М.Шкетана одна за другой осуществлялись постановки по пьесам В. Абукаева-Эмгака, Ю. Байгузы, Л. Яндакова, З. Долговой. С открытием в 1991 году Марийского театра юного зрителя, а затем Республиканского горномарийского театра в драматургию пришли Г. Гордеев, А. Петров, М. Кудряшов, И. Лобанов. Развитию марийской драматургии способствует и проведение республиканских конкурсов на лучшее драматургическое произведение.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов в марийскую литературу пришла новая волна молодых литераторов. Многие из них выпустили не одну «самиздатовскую» книгу. О художественной ценности их произведений, о месте авторов на литературной ниве скажет время.

Своеобразием литературной жизни Республики Марий Эл является то, что художественные произведения создавались и создаются не только на марийском языке. Об этом подробно повествуется в очерке писателя и литературоведа К. Васина «Русские писатели Марийской АССР» в книге «История марийской литературы» (1989). На земле Онара провели свою юность, обрели писательский дар чувашский литературовед, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР М.Сироткин, зачинатели удмуртской поэзии И.Шкляев, М.Прокопьев, Ашальчи Оки (Л.Векшина). Завершающий этап жизни и творчества И.Михеева, видного удмуртского писателя-просветителя, прошел в Йошкар-Оле, где он возглавлял кафедру русского языка в педагогическом институте и создавал методические пособия для марийских школ. В Параньге в 1930-х годах жили и творили молодые татарские поэты Г.Курмаш и М.Гаяз, героически погибшие в годы войны.

В Марийской республике жили и работали многие русские писатели. Одни были уроженцами нашего края, другие оказались здесь по разным жизненным обстоятельствам.

В произведениях наших земляков, впоследствии оказавшихся за пределами Марий Эл, художественной основой послужили впечатления детства и юности; своеобразно отразились живые приметы природы марийского края, реалии и памятные черты местной истории, детали народного быта, образный язык населения марийского Заволжья. Региональная, узко локальная конкретика, проявившаяся в их творчестве, образной системе, стала неотделимой от всего общероссийского, традиционного.

Память о родном крае, воспоминания детских годов явились источником поэтического вдохновения и углубленного раздумья Николая Заболоцкого (1903—1958), который, будучи школьником, в 1910—1917 годах жил в Сернуре. Спустя полвека он вспоминал: «Удивительные были места в этом Сернуре и его окрестностях!.. Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях». (Н.Заболоцкий. Избранные произведения. Т.2. М., 1972. С.209).

Еще в детские годы, проживая в Сернуре, он много раз слышал древнее сказание о книге сокровенной, называемой в старину Голубиной. Став поэтом, Н. Заболоцкий написал автобиографическую поэму «Голубиная книга», в которой лирические воспоминания и народное сказание слились воедино в глубоком обобщающем размышлении. Восхищение сернурской природой, ее языческое одушевление и почитание коренным населением восторженно воспеты в сборниках «Столбцы», «Вторая книга», в автобиографической книге «Ранние годы» и многих стихотворениях. Нелегкой была судьба поэта. В 1938 году по ложному обвинению Н. Заболоцкого осудили и отправили в лагерь на Дальний Восток, затем он отбывал ссылку в Казахстане. Его помнят и почитают в Марий Эл и Кировской области. В Сернуре на здании, где он учился, установлена мемориальная доска, его имя носит школа. В Уржуме учреждена литературная премия его имени, в области проводятся Дни Заболоцкого. К 100-летию великого поэта ученый Р. Бушков издал книгу «В государстве ромашек. Сернурские страницы жизни и творчества». В эту же книгу включен большой цикл стихов Н. Заболоцкого в переводе на марийский язык З. Дудиной. Турекская сторона — родина талантливого русского поэта Леонида Решетникова (1920—1990), который также воспел марийскую землю во многих стихотворных сборниках, книге воспоминаний «Дороги». Своего рода величальной песней родимым местам стала его поэтическая книга «Благодарение», удостоенная в 1979 году Государственной премии РСФСР имени М. Горького.

Л.Решетников, вспоминая «край родной, единственный на свете», «поэтами покуда не воспетый», восхищался духовной красотой, деловой одержимостью людей, говорящих на языке марийском, шагающих в одежде, празднично вышитой. «Детство мое, — пишет поэт в очерке «Дорога к самому себе»,— прошло среди народа, говорившего на нерусском языке... Вся деревня была марийской. Наш дом, стоявший на нижнем конце деревни, был единственным русским домом, да и то построен был марийцем... В Мари-Ноледуре я впервые услыхал голоса марийских национальных инструментов. Раньше, чем русскую свирель, мне довелось услышать марийский шиялтыш... Там впервые услышал неподражаемые звуки шювыра и кюсле. И когда, много-много лет спустя, уже в шестидесятые годы, в Новосибирск, где я служил тогда в армии, приехал ансамбль марийской песни и пляски, я воспринял это как мой личный праздник, как встречу с голосами и красками родной, отчей земли, хотя и пел этот ансамбль нерусские песни и плясал нерусские пляски». (Л.Решетников. Дороги: Документальные повести, путевые очерки, воспоминания. Новосибирск, 1984. С. 13-14.)

События из жизни марийского края стали сюжетным стержнем повестей «Абанер», «Задание Чека», «Егорьев день», «Разлив» Николая Попова (1910—1984), уроженца села Сернур. Окончив Куженерскую школу второй ступени, он в 1926 году уехал в Сибирь, почти всю жизнь проработал в области образования, с конца 1920-х годов проживал в городе Томске.

О революционном прошлом родного рабочего поселка Юрино увлекательно рассказал в своей документальной повести «Путешественники» писатель-краевед Константин Кислов (1911—2000). Свою жизнь он связал с военной службой, был офицером пограничных войск и органов безопасности. Написал книги прозы «Просто мальчишки», «Путь на Олений ложок», «Жизнь и приключения Иннокентия Саломатова, гражданина 17 лет», а также документальные книги «Юрино. Усадебноархитектурный памятник», «Очерки юринской жизни». Ныне Юринская районная библиотека носит его имя.

Марийскую деревню периода коллективизации, жизнь и судьбы людей городов Звенигово и Козьмодемьянск вспоминал в мемуарной повести «Гори, костер неугасимый» Игорь Чемеков (1916—1998), уроженец марийской деревни Куськино Кировской области, который впоследствии жил и работал в Курской, Волгоградской областях, Минске. В детстве учился и воспитывался в Кукнуре (ныне Сернурский район), Новом Торъяле, Звенигово и Козьмодемьянске. Автор книг «Ветер с полудня», «Светло осеннею порою», «Сенокос», поэтического сборника «Непойманная птица».

Историческому прошлому Северного Урала посвящены романы «Родные гнездовья», «Вьюга» писателя Льва Смоленцева (1926—2004), уроженца с. Лазаревка ныне Шурминского района Кировской области. В детстве жил в д. Сабанер Куженерского района. Учился в Новоторъяльской школе, Марийском учительском институте. С1953 года жил и работал в Коми АССР. Автор книг «Печорские дали» (о Стефане Пермском), «Последний скит», «Чаша спасения». По многим его произведениям сняты документальные фильмы. Был членом-корреспондентом Международной академии информации.

Героическое прошлое народа мари, исторические документы о завоевании Иваном Грозным Казани, о присоединении поволжских земель к Русскому государству послужили основой для создания исторических романов Аркадием Крупняковым (1919—1994), уроженцем с. Чкарино Советского района РМЭ. В трилогии «Гусляры», состоящей из романов «Москва-матушка», «Вольные города» и «Марш Акпарса», писатель воссоздал события, в результате которых марийский край вошел в состав России. Акпарс как конкретная историческая личность в летописях не зафиксирован, но в народной памяти он существует как герой древних сказаний, преданий и песен. Крупняков, воссоздавая его образ, пользовался сведениями, образной мыслью марийского фольклора.

В другом романе «Царев-Город», созданном как продолжение «Гусляров», писатель повествует о появлении Царева-города на Кокшаге, ныне Йошкар-Олы. Основой романа «Есть на Волге утес» стали исторические материалы об участии марийских повстанцев в крестьянской войне под предводительством С. Разина.

Около сорока лет в литературе плодотворно работал писатель-прозаик Алексей Красноперов (1919—2006), уроженец Кировской области. Будучи носителем северо-западного диалекта марийского языка, во многом отличающегося от литературной нормы, он свои художественные произведения создавал на русском языке. Национальная среда, окружавшая его с детских лет, органически вошла в его художественное мировосприятие. Уже в ранних его повестях, посвященных событиям Великой Отечественной войны, ведущими героями были воины-марийцы («Особый сплав», «Последний патрон»). Масштабным полотном А.Красноперова стал роман «Страда», отображающий длительный исторический период. Повествование начинается с 1920-х годов. Писатель-реалист рассказывает о том, через какие тернии простой крестьянин шел к колхозному строительству, что приходилось пережить в 1930-е и военные годы. В романе писатель ярко отобразил процесс изменения не только общественного сознания, но и быта, психологии людей.

В истории марийской литературы есть и другие писатели, которые, будучи марийцами, писали или на двух языках, или только на русском. Иногда автор сам переводит свои произведения на русский язык. Например, 3. Каткова (1922—2004). Первые ее повести и романы были написаны на марийском языке, впоследствии она писала уже на русском (роман «Живой родник», повесть «От себя не уйдешь»).

Прозаики Г. Ямбаршев, В. Шкалин, поэт Г. Пирогов пишут только на русском языке.

В 1950—1980-е годы в Марийской республике жил и плодотворно работал русский прозаик С. Захаров (1919—1986). Самобытными русскими писателями были Г. Егошин, Ю. Русов, М. Смоленцев, А. Сычев, А. Васинов, С. Беленков, О. Чубарев. В настоящее время продолжают трудиться на литературной ниве поэты и прозаики Н. Жибрик, В. Панов, Г. Калинкин, В. Охотин, Л. Васильев, А. Спиридонов, В. Марышев, А. Коковихин, А. Сагирова, Г. Смирнов, С. Коробейников и другие.

Значительный вклад в историю развития марийской литературы внес выпускник Литературного института им.А.М.Горького поэт, прозаик и переводчик А.Спиридонов. За тридцать лет творческой деятельности он создал ряд прозаических книг, которые отличаются высокими художественными достоинствами. Перевел на русский множество стихов, песен, рассказов, несколько повестей и романов марийских авторов.

Самое значительное произведение писателя, эпическая поэма «Югорно», по сути — эпос народа мари, уже сейчас, сразу после первого издания, по праву вошло в золотой фонд марийской литературы.

Как отметил народный писатель, лауреат Государственной премии республики, ученый-литературовед Ким Васин в очерке «В семье единой, братской» («История марийской литературы», 1989), марийская литература — это свидетельство духовного величия, творческой одаренности и исторического оптимизма народа, создавшего этот феномен словесного искусства, результат его значительных усилий в развитии родной письменной культуры. Рожденная в процессе неустанных дерзаний, она настойчиво искала и находила новые пути художественного осмысления действительности, сделала резкий скачок от фольклорных традиций до высот реализма и несет в себе общечеловеческие идеалы.

Народные писатели и поэты

  • Никандр Лекайн, писатель — 1957
  • Сергей Николаев, писатель — 1958
  • Миклай Казаков, поэт — 1960
  • Семен Вишневский, поэт — 1969
  • Макс Майн, поэт — 1974
  • Василий Юксерн, писатель — 1978
  • Аркадий Крупняков, писатель — 1978
  • Геннадий Матюковский, поэт — 1980
  • Ким Васин, писатель — 1984
  • Зинаида Каткова, писатель — 1992
  • Николай Арбан, писатель — 1994
  • Миклай Рыбаков, писатель — 1996
  • Александр Юзыкайн, писатель — 1996
  • Семен Николаев, поэт — 1996
  • Осмин Йыван, поэт — 1997
  • Алексей Красноперов, писатель — 2000
  • Иван Горный, поэт — 2003
  • Вячеслав Абукаев-Эмгак, писатель — 2006
  • Василий Регеж-Горохов, писатель — 2007

Лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР

  • Миклай Казаков — 1951

Лауреаты Государственной премии МАССР, МССР, РМЭ имени С.Г. Чавайна

  • Геннадий Матюковский — 1972
  • Аркадий Крупняков — 1975
  • Ким Васин — 1976
  • Вадим Карташов — 1977
  • Юрий Петров — 1977
  • Миклай Рыбаков — 1978
  • Василий Регеж-Горохов — 1978
  • Василий Юксерн — 1979
  • Сергей Николаев — 1980
  • Семен Вишневский — 1983
  • Константин Коршунов — 1985
  • Александр Юзыкайн —1988
  • Семен Николаев — 1991
  • Юрий Рязанцев — 1993
  • Осмин Йыван — 1993
  • Алексей Красноперов — 1995
  • Виталий Петухов — 1997
  • Геннадий Гордеев — 1999
  • Анатолий Тимиркаев — 1999
  • Семен Черных — 2000
  • Анатолий Спиридонов — 2001
  • Леонид Яндаков — 2003
  • Гельсий Зайниев — 2005
  • Ксенофонт Сануков — 2005
  • Валентина Изилянова — 2007
  • Вячеслав Абукаев-Эмгак — 2007

Лауреаты премии Марийского комсомола имени Олыка Ипая (с 1994 года — Государственная молодежная премия имени Олыка Ипая)

  • Валентин Колумб, поэт — 1968
  • Семен Николаев, поэт — 1970
  • Валентин Косоротов, прозаик — 1972
  • Миклай Рыбаков, драматург — 1974
  • Александр Сычев, поэт — 1976
  • Юрий Артамонов, прозаик — 1978
  • Алексей Смольников, переводчик (Москва) — 1980
  • Владимир Панов, поэт — 1982
  • Анатолий Тимиркаев, поэт — 1984
  • Альбертина Иванова, поэт — 1988
  • Вячеслав Абукаев-Эмгак, прозаик — 1990
  • Татьяна Иштрикова, поэт — 1992
  • Анатолий Спиридонов, прозаик — 1992
  • Валентина Изилянова, поэт — 1994
  • Александр Коковихин, поэт — 1998
  • Татьяна Пчелкина, поэт — 2000